23 Марта 2015 Спасет ли от штрафа ПФР срочное исправление индивидуальных сведений после выездной проверки

| 19.07.2015

Бугаева Н.Г.

Одно из нарушений, за совершение которых организацию могут
привлечь к ответственности после проведения проверки Пенсионным фондом, — это
недостоверность сведений в персонифицированной отчетности <1>. Но не
всегда выявление недостоверности контролерами приводит к обязанности компании
заплатить штраф.

Все привыкли к тому, что если страхователь в период отчетной
кампании представит в свое отделение ПФР персонифицированные сведения на
работников с ошибками, то, обнаружив сей факт, специалисты Фонда в ответ
направят организации уведомление о необходимости их устранить. После этого у
страхователя есть 2 недели на исправление неточностей и повторную отправку отчетности
в Фонд. А если организация этого не сделает, то ПФР сам скорректирует сведения
на основании тех данных, которые у него есть. Такие правила установлены
Инструкцией о порядке ведения персонифицированного учета, и они вполне
соответствуют требованиям Закона N 27-ФЗ о том, что страхователь вправе
дополнять и уточнять переданные индивидуальные сведения на застрахованных лиц
по согласованию с Фондом <2>.

Кроме того, ПФР еще в 2004 г. высказывал свою позицию: если
страхователь успевает исправить обнаруженные Фондом ошибки в течение 2 недель,
то санкции за недостоверность к организации могут не применяться <3>. В
связи с этим возникает вопрос: вправе ли ПФР штрафовать организацию, если она в
указанные 2 недели исправляет в индивидуальных сведениях ошибки, выявленные при
выездной проверке?

ФАС ЦО пришел к выводу, что нет. Поскольку ни в Инструкции, ни в
Письме ПФР, упомянутых выше, не сказано, что от штрафа освобождаются
страхователи только при «своевременном» исправлении ошибок,
обнаруженных во время отчетной кампании.

И если неверные данные были выявлены при выездной проверке и
уточнены в 2-недельный срок — должны работать те же самые правила, отменяющие
санкции <4>. Причем решения судей поддержал ВС, не приняв к пересмотру
дела. В одном случае

компания сдала корректирующую персонифицированную отчетность в
2-недельный срок со дня получения акта выездной проверки, в котором содержалось
предложение представить исправленные сведения <5>. В другом деле
организация и вовсе не стала дожидаться от ПФР каких-либо документов и
направила корректировки еще до того, как проверяющие составили акт <6>.
Кстати, к схожим выводам приходили арбитражные суды и в других округах <7>.

Более того, некоторые судьи указывают: поскольку индивидуальные
сведения, в которых изначально содержались ошибки и недочеты, затем были
скорректированы в соответствии с законодательно установленным для этого
порядком, они уже не могут считаться недостоверными. Поэтому и штраф ПФР
«выписывать» был не вправе <8>.

Безусловно, такое мнение судов на руку страхователям. Однако
доводы, на которых основаны решения судей, имеют слабые места. Если вчитаться в
детали упомянутого Письма и оценить выводы ПФР, не выдергивая их из контекста,
то станет ясно, что Фонд давал такие разъяснения, комментируя абсолютно
конкретный случай: исправление ошибки, обнаруженной территориальным отделением
Фонда при приеме отчетности от страхователя в рамках обычной отчетной кампании.
При таких обстоятельствах указывать на то, что это Письмо, несмотря на его
10-летний возраст, не отменено и является действующим, бессмысленно, ведь оно
вообще, по сути, не имеет никакого отношения к рассматриваемой ситуации.

Кроме того, как было указано выше, исправлять ошибки компания
должна на основании уведомления от ПФР. Но по итогам выездной проверки
оформляется отнюдь не уведомление, а акт <9>. И хотя в ныне действующей
форме акта есть строки, где контролеры могут рекомендовать страхователю внести
исправления в отчетность, все же уведомление и акт — разные документы <10>.

Но справедливости ради отметим, что судьи игнорируют эти
моменты. А значит, при необходимости страхователям, конечно, имеет смысл
пользоваться приведенной судебной практикой и с уверенностью ссылаться на нее.

* * *

Верховный суд согласился с рассмотренной выше логикой судей. И
это, конечно, добавляет позиции весомости. Но при споре 100%-й гарантии в
успехе дать нельзя. Ведь другие суды приходят к другим выводам и отмечают, что
отменить финансовые санкции нельзя, если страхователь не самостоятельно нашел
ошибку в индивидуальных сведениях, а за него это сделали ревизоры при
проведении выездной проверки <11>.

———————————

<1> ст. 17 Закона от 01.04.96 N 27-ФЗ (далее — Закон N
27-ФЗ)

<2> ст. 15 Закона N 27-ФЗ; п. 41 Инструкции, утв. Приказом
Минздравсоцразвития от 14.12.2009 N 987н

<3> Письмо ПФР от 14.12.2004 N КА-09-25/13379

<4> Постановления ФАС ЦО от 27.06.2014 N А48-3361/2013, от
05.08.2014 N А48-3324/2013

<5> Определение ВС от 30.09.2014 N 310-КГ14-1896

<6> Определение ВС от 24.11.2014 N 310-КГ14-4558

<7> Постановления ФАС СКО от 02.08.2012 N А63-8401/2011; 4
ААС от 26.08.2014 N А19-7865/2014

<8> Постановления АС ЗСО от 07.11.2014 N А27-19661/2013; 4
ААС от 09.01.2014 N А19-10376/2013

<9> ч. 2 ст. 38 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ

<10> форма 17-ПФР (приложение N 23 к Приказу Минтруда от
27.11.2013 N 698н)

<11> Решения АС Оренбургской области от 30.10.2013 N
А47-5281/2013; АС Томской области от 25.10.2012 N А67-5568/2012

Источник: Журнал «Главная книга» N04, 2015

Материалы по теме

Заявления на назначение страховых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца теперь можно подать в электронном виде

Как отражать отпускные в РСВ-1, если дата начисления и дата начала отпуска приходятся на разные кварталы

Обновлена форма РСВ-1 ПФР с учетом изменений законодательства о страховых взносах, вступивших в силу с 1 января 2015 года

КБК для страховых взносов в ПФР изменятся с 2016 года

Медработникам частных организаций могут предоставить право на досрочное назначение страховой пенсии по старости