25 Ноября 2015 Учет основных средств, бывших в эксплуатации

| 25.11.2015

Александр Климов, эксперт по финансовому законодательству

В статье
мы рассмотрим, как отразить в бухгалтерском и налоговом учете покупку
бывшего в эксплуатации объекта основных средств, начислять по нему
амортизацию, а также какими первичными документами оформляется
приобретение основных средств, бывших в эксплуатации.

По
договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь
(товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель
обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную
сумму (цену) (п. 1 ст. 454 ГК РФ).

Приобретаемый
актив, в отношении которого выполняются условия, установленные ПБУ
6/01, принимается к учету в качестве объекта основных средств (п. 4 ПБУ
6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее — ПБУ 6/01)).

Оборудование,
не требующее монтажа, принимается к учету в качестве основного средства
по первоначальной стоимости в сумме, уплаченной продавцу по договору
купли-продажи, без учета НДС и других возмещаемых налогов (пп. 7, 8 ПБУ
6/01). Стоимость объекта ОС в бухгалтерском учете погашается через
амортизацию (п. 17 ПБУ 6/01).

Годовая сумма амортизационных
отчислений при линейном способе рассчитывается исходя из первоначальной
стоимости объекта и нормы амортизации, исчисленной исходя из его срока
полезного использования (пп. 18, 19 ПБУ 6/01).

Методику учета
приобретения, постановки на учет и начисления амортизации по бывшему в
эксплуатации объекту ОС рассмотрим на примере.

ПРИМЕР 1
Предположим,
что компания «Актив» в сентябре 2014 г. приобрела подержанный
микроавтобус по договору купли-продажи с компанией «Пассив». Цена по
договору составила 590 000 руб. (в т.ч. НДС — 90 000 руб.).
Микроавтобус
планируется использовать для перевозки персонала, занятого в основном
производстве. Транспортное средство получено, оплачено и введено в
эксплуатацию в течение одного месяца. «Актив» применяет линейный способ
(метод) начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете. Иных
затрат, связанных с приобретением объекта основных средств и доведением
его до состояния, пригодного к использованию, организация не несет.
По
данным налогового учета передающей стороны компании «Пассив» срок
полезного использования микроавтобуса (относящегося к четвертой
амортизационной группе) был установлен равным шести годам (72 месяца),
из которых он эксплуатировался 22 месяца. «Актив» планирует использовать
приобретенное транспортное средство в течение оставшихся 50 месяцев.
Поэтому для целей бухгалтерского и налогового учета срок полезного
использования микроавтобуса установлен равным четырем годам двум месяцам
(50 месяцев). В налоговом учете амортизационная премия не применяется,
для налогового учета «Актив» применяет метод начисления.
Срок
полезного использования объекта основных средств устанавливается при
принятии его к учету исходя из ожидаемого срока его использования (п. 20
ПБУ 6/01), и в нашем случае он будет равным 50 месяцам.

Ежемесячная сумма амортизации по основному средству составит:

10 000 руб. = (590 000 руб. — 90 000 руб.) : 50 мес. (абз. 5 п. 19 ПБУ 6/01)

Начисление
амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем
принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного
погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с
бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01). Соответственно начисление
амортизации микроавтобуса начинается с 01.10.2014.

Ежемесячная сумма амортизации включается в состав расходов по обычным видам деятельности (пп. 5, 16 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

В
учете «Актива» производятся следующие бухгалтерские записи в
соответствии с Планом счетов (Инструкция по применению Плана счетов,
утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

В сентябре 2014 г.:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
— 500 000 руб. — получен микроавтобус по договору купли-продажи;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 90 000 руб. — отражен НДС, предъявленный продавцом;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
— 500 000 руб. — микроавтобус включен в состав основных средств;

ДЕБЕТ 68-НДС КРЕДИТ 19
— 90 000 руб. — принят к вычету предъявленный продавцом НДС (подп. 1 п. 2 ст. 171, абз. 1, 3 п. 1 ст. 172 НК РФ);

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 590 000 руб. — произведены расчеты с продавцом.

С 01.10.2014 и в течение следующих 50 месяцев:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02
— 10 000 руб. — начисляется ежемесячная амортизация.

Налоговый учет основных средств, бывших в эксплуатации

Для
целей налогообложения прибыли полученное по договору купли-продажи
имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и
первоначальной стоимостью более 40 000 рублей является амортизируемым
имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Первоначальная стоимость
основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение,
сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором
оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов (кроме
случаев, предусмотренных налоговым законодательством) (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Приобретенные
организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении,
включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую
они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ).

Заметим,
что приобретенное транспортное средство, рассмотренное в примере 1,
поэтому включается в состав четвертой амортизационной группы (имущество
со сроком полезного использования свыше пяти лет до семи лет
включительно).

Кроме того, организация, приобретающая объекты
основных средств, бывшие в эксплуатации, имеет право определять норму
амортизации по такому имуществу с учетом срока полезного использования,
уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества
предыдущими собственниками (п. 7 ст. 258
НК РФ). Это требование также учтено в примере 1, когда срок полезного
использования приобретенного микроавтобуса составил 50 месяцев (72-22).

Обращаем
ваше внимание, что в рассмотренном примере срок полезного использования
мог быть больше чем 50 месяцев, но никак не меньше, потому что в рамках
четвертой амортизационной группы срок полезного использования может
варьироваться только в пределах от 61 до 84 месяцев (от свыше 5 до 7
лет) (п. 3 ст. 259 НК РФ).

Начисление
амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го
числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в
эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ), то есть в порядке, аналогичном правилам бухгалтерского учета.

В случае если организация не применяет право на амортизационную премию (п. 9 ст. 258
НК РФ), сумма амортизационных отчислений, ежемесячно включаемых в
состав расходов, связанных с производством и реализацией, составит те же
10 000 руб. ((590 000 руб. — 90 000 руб.) х 1/50 мес. х 100%) (подп. 1 п. 1 ст. 259, п. 2 ст. 259.1, подп. 3 п. 2 ст. 253, п. 3 ст. 272 НК РФ).

Первичные документы для учета ОС, бывших в употреблении

Напомним,
что формы первичных учетных документов, применяемых организацией (за
исключением организаций государственного сектора), должен определять
руководитель организации (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ)).

Основной
способ разработки собственных форм первичных учетных документов, когда
за основу берутся унифицированные формы, — с добавлением или удалением
части реквизитов.

При разработке следует учитывать, что первичный
учетный документ должен содержать обязательные реквизиты,
предусмотренные законом о бухгалтерском учете (ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ):

  • наименование и дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • подписи,
    фамилии (с инициалами), а также должности лиц, совершивших сделку,
    операцию и ответственных за ее оформление, либо лиц, ответственных за
    оформление свершившегося события.

Кроме того, полезно использовать требования ГОСТ Р 6.30-2003 «Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».

В целях оптимизации документооборота специалисты налогового ведомства пришли на помощь налогоплательщикам и рекомендовали (письмо
ФНС России от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@) форму универсального
передаточного документа. Форма разработана на основе утвержденной формы
счета-фактуры (пост. Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). Помимо
обязательных реквизитов счета-фактуры (пп. 5, 6 ст. 169 НК РФ), универсальный передаточный документ
содержит обязательные реквизиты первичного учетного документа,
установленные законом о бухучете. Также налоговики пояснили, что этот
документ можно использовать не только для отражения факта хозяйственной
жизни в целях бухучета, но и для расчетов по НДС и налогообложения
прибыли (письмо ФНС России от 21.04.2014 № ГД-4-3/7593).

Следует
отметить, что в форму можно включать дополнительные столбцы и (или)
вносить дополнительную информацию, необходимую участникам оформляемой
операции (письмо
ФНС России от 24.01.2014 № ЕД-4-15/1121@). Также налоговики пояснили,
что при электронном документообороте налогоплательщики могут
самостоятельно согласовывать между собой и устанавливать в универсальном
передаточном документе, используемом в качестве счета-фактуры (статус
«1»), только порядок расположения и размерность показателей только в
части, которая относится к первичным учетным документам (письмо ФНС России от 30.05.2014 № ГД-4-3/10380@).

Обращаем
ваше внимание, что указанный документ для подтверждения расходов могут
применять и «упрощенцы», а также плательщики единого
сельскохозяйственного налога (письмо ФНС России от 05.03.2014 № ГД-4-3/3987@).

В
продолжение примера 1 составим универсальный передаточный документ (см.
рис. 1). Для того чтобы использовать документ для целей налогового и
бухгалтерского учета, в реквизите «Статус» мы ставим цифру «1». В связи с
этим заполняем все без исключения реквизиты в части, соответствующей
счету-фактуре, которые переносятся в книгу продаж у продавца и в книгу
покупок у покупателя.

Рис. 1 Образец заполнения УПД по условиям примера 1

Для
целей налогообложения прибыли и бухгалтерского учета заполняем группу
реквизитов, подтверждающих передачу товарно-материальных ценностей
(имущественных прав), сдачу-приемку работ (услуг), с указанием
сопутствующей документации.

В заключение мы рекомендуем
организациям, которые решат применять универсальный документ, определить
форму документа в учетной политике как для целей бухгалтерского учета,
так и для целей налогообложения (п. 12 ст. 167 НК РФ; ст. 8, ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ; ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

Источник: Журнал «Актуальная бухгалтерия»