3 Декабря 2015 Готовимся отчитаться по транспортному налогу

| 07.12.2015

М. В. Подкопаев

редактор журнала «Бухгалтер Крыма»

Подходит
к концу 2015 год, а это значит, что крымским
и севастопольским организациям впервые придется отчитаться по транспортному
налогу. Согласно п. 3 ст. 363.1 НК РФ сделать это надо
не позднее 1 февраля (именно названный день является крайним сроком
для сдачи декларации).

Сказанное
не касается индивидуальных предпринимателей, которые начиная с 2015
года не сдают декларацию по данному налогу. Более того, они
и не уплачивают транспортный налог самостоятельно, а должны
будут это сделать на основании уведомления, которое получат
от налоговиков в течение 2015 года. Срок уплаты по такому
уведомлению – 1 октября 2016 года (абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ).

Мы уже знакомили
читателей нашего журнала с основами исчисления и уплаты транспортного
налога,
а теперь, когда налоговый период заканчивается, расскажем,
как заполнить декларацию по данному налогу.

Об особенностях
уплаты налога в Крыму и СевастополеВ соответствии
с п. 1 ст. 363 НК РФ порядок и сроки уплаты
налога и авансовых платежей по налогу
для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами
субъектов РФ. Причем срок уплаты налога не может быть установлен
ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ,
то есть 1 февраля.

В силу п. 2
ст. 4 Закона Республики Крым от 19.11.2014 №
8‑ЗРК/2014 «О транспортном
налоге»
именно
названный день установлен как крайний для уплаты транспортного налога
организациями Республики Крым. А вот законодатели Севастополя предоставили
налогоплательщикам данного региона еще несколько дней для уплаты
транспортного налога. Они установили для этого другой крайний срок – 10
февраля (п. 2 ст. 4 Закона города Севастополя от 14.11.2014
№ 75‑ЗС «О транспортном налоге»
).

Речь идет
об уплате окончательной суммы налога за год. Определяется сумма
налога в расчете на год и из нее вычитаются авансовые
платежи, которые налогоплательщик уплатил по итогам отчетных периодов (I,
II и III кварталов).

Согласно п. 2
ст. 4 Закона Республики Крым №
8‑ЗРК/2014 налогоплательщики региона должны
были уплатить авансовые платежи по налогу соответственно отчетным периодам
в следующие сроки: 30 апреля, 30 июля и 30 октября.
В Севастополе сроки для уплаты авансовых платежей установлены
несколько иные – не позднее последнего банковского дня месяца, следующего
за истекшим отчетным периодом. То есть по кварталам это 30 апреля,
31 июля и 30 октября.

Нужно учитывать,
что в силу ст. 357 НК РФ обязанность уплачивать
транспортный налог возникает строго по факту регистрации транспортного
средства в государственных органах. Известная особенность транспортных
средств крымских и севастопольских предприятий заключается в том,
что большинство из них изначально имеет регистрацию в украинских
органах, а в Налоговом кодексе РФ идет речь о регистрации
по российскому законодательству.

С одной
стороны, после 18 марта 2014 года собственники транспортных средств
в Крыму и Севастополе должны были позаботиться о том, чтобы
оперативно перерегистрировать их по российскому законодательству.
Так, согласно п. 4 Приказа МВД России от 24.11.2008 № 1001
«О порядке регистрации транспортных средств»
собственники транспортных
средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся
или распоряжающие­ся на законных основаниях транспортными средствами,
обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить
регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака
«ТРАНЗИТ» или в течение 10 суток после приобретения, таможенного
оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены
номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения
регистрационных знаков.

С другой
стороны, крымчане и севастопольцы по разным причинам
не поспешили менять номера с украинских на российские[2]. Прежде всего – те, кому
в интересах бизнеса необходимо часто посещать территорию Украины[3].

В течение
2014 года действовало Постановление Правительства РФ от 05.09.2014
№ 897 «Об особенностях регистрации автомототранспортных средств и прицепов
к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации и выдачи водительских
удостоверений на территориях Республики Крым и г. Севастополя»
.
Оно предусматривало упрощенный порядок регистрации транспортных средств
в Крыму и Севастополе. Поскольку названный документ прекратил свое
действие с 1 января 2015 года, формально начиная с обозначенной
даты дальнейшая перерегистрация транспорта и замена водительских
удостоверений должны были осуществляться после таможенного оформления
транспортных средств и сдачи экзаменов на право управления ими.
Во избежание этого был принят новый документ – Постановление Правительства РФ
от 27.04.2015 № 399 «О некоторых вопросах государственной
регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним
в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства
внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым
и г. Севастополя»
. Согласно ему упрощенная перерегистрация
транспортных средств в поименованных регионах будет происходить до 1
января 2018 года.

В Письме
ФНС России от 03.04.2015 № БС-4-11/5478@
подчеркивается,
что налогоплательщик может исполнить обязанность по регистрации транспортного
средства в любой момент данного периода. В связи с этим налоговики
сообщили, что указанные транспортные средства подлежат налогообложению
с момента государственной регистрации в органах,
осуществляющих регистрацию транспортных средств.

Однако
в том же письме налоговики предупредили, что уклонение юридического
лица от совершения действий по государственной регистрации
транспортных средств не освобождает его от представления декларации
по транспортному налогу и уплаты транспортного налога (авансовых платежей).

По нашему
мнению, налогоплательщикам не стоит затягивать с подачей документов
на перерегистрацию транспортного средства. Налоговики могут признать
недобросовестность с их стороны, если те имели возможность произвести
перерегистрацию, но не сделали этого. В результате транспортный
налог все равно будет доначислен, а вместе с ним – штрафы
и пени. По крайней мере, необходимы документальные свидетельства,
что организация все‑таки приступила к перерегистрации своих
транспортных средств. Налоговиков при этом, скорее всего, поддержат
и арбитражные суды.

Обратите внимание:

Когда
статья была подготовлена к печати, стало известно о подписании Постановления
Правительства РФ от 31.10.2015 № 1171
. Согласно ему Постановление
Правительства РФ № 399
оказалось дополнено следующим положением:
собственники транспортных средств из числа граждан, проживающих
на территории Республики Крым и города Севастополя, приобретших
гражданство РФ в соответствии с Федеральным конституционным
законом от 21.03.2014 №
6‑ФКЗ, и граждан РФ, которые
на день вступления в силу указанного федерального конституционного
закона проживали на этих территориях, а также юридических лиц,
зарегистрированных там же в соответствии с законодательством
Украины до 18 марта 2014 года, обязаны до 1 апреля 2016 года заменить
в установленном порядке регистрационные документы и государственные
регистрационные знаки, выданные на транспортные средства до 18 марта
2014 года в соответствии с законодательством Украины.

То есть те,
кто не перерегистрирует свои транспортные средства до 1 апреля
2016 года, начиная с этой даты, безусловно, станут, в частности,
объектами штрафов, предусмотренных ст. 12.1 КоАП РФ. Согласно
данной статье за управление транспортным средством,
не зарегистрированным в установленном порядке (то есть согласно
российскому законодательству), налагается штраф в размере от 500
до 800 руб., а за совершенное повторно – в размере
5 000 руб. или виновный лишается права управления транспортным
средством на срок от одного до трех месяцев.

Понятно,
что юридическое лицо, которое поспешит перерегистрировать свои транспортные
средства уже в 2015 году, хоть и в относительно небольшой сумме,
но должно будет заплатить за этот год транспортный налог. Даже если
это произойдет в декабре (придется заплатить 1/12 годовой суммы) (п. 3
ст. 362 НК РФ
).

В то же
время необходимо, очевидно, учитывать, что если перерегистрироваться
в январе – марте 2016 года, то можно столкнуться с серьезным
ажиотажем со стороны иных налогоплательщиков. Впрочем, возможно,
государственные органы что‑то предпримут, чтобы избежать очередей.

Отметим также,
что установление окончания срока перерегистрации транспортных средств
не отменяет прежней установки, согласно которой данная перерегистрация
должна происходить все‑таки в упрощенном порядке.

Как и куда
подать декларацию?

Итак, согласно п. 1 ст. 363.1 НК РФ организация
представляет декларацию по транспортному налогу по месту нахождения
транспортного средства.

К
сведению
:

Согласно
п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения транспортного
средства признаются:

– для водных
транспортных средств (за исключением маломерных судов) – место государственной
регистрации транспортного средства;


для воздушных транспортных средств – место нахождения организации;

– для иных
транспортных средств – место нахождения организации (ее обособленного
подразделения).

Иначе говоря,
в отношении транспортных средств, кроме водных, декларацию надо
представлять не там, где зарегистрировано транспортное средство,
а там, где зарегистрирована сама организация.

Форма данной
декларации и Порядок ее заполнения (далее – Порядок заполнения)
утверждены Приказом ФНС России от 20.02.2012 № ММВ-7-11/99@.
Перед ее заполнением рекомендуется ознакомиться и с Письмом ФНС
России от 07.04.2015 № БС-4-11/5693@ «О направлении контрольных
соотношений показателей формы налоговой декларации по транспортному
налогу»
.

Причем если обособленное подразделение находится в другом регионе,
то уплата налога и представление отчетности в отношении
транспортных средств, которые зарегистрированы по месту нахождения данного
обособленного подразделения, производятся в соответствии с законом,
принятым законодательным органом этого региона.

Но из п. 5.1
Порядка заполнения
следует, что можно сдавать одну декларацию
по всем транспортным средствам налогоплательщика, находящимся в любом
муниципальном образовании субъекта РФ, даже относящихся к разным
налоговым органам, при условии, что законодательством такого субъекта
установлено: транспортный налог зачисляется в региональный бюджет без направления
по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований.
Именно этот порядок зачисления транспортного налога (без распределения)
предусмотрен приложением 2 к Закону Республики Крым от 29.12.2014
№ 53‑ЗРК/2014 «О бюджете Республики Крым на 2015 год
»
и ст. 4 Закона города Севастополя от 19.12.2014 № 92‑ЗС
«О бюджете города Севастополя на 2015 год»
.

Но в п. 5.1
Порядка заполнения
уточняется, что в такой ситуации одну
декларацию можно представлять, предварительно согласовав это с налоговым
органом по соответствующему субъекту РФ (иначе говоря, получив
от него на то разрешение). Сказанное надо иметь в виду.

В состав
декларации, помимо титульного листа, входят разд. 1 «Сумма транспортного
налога, подлежащая уплате в бюджет» и 2 «Расчет суммы транспортного
налога по каждому транспортному средству». Что касается разд. 2, его
листы заполняются отдельно на каждое транспортное средство, принадлежащее
организации, поэтому сколько у нее транспортных средств, являющихся
объектом обложения транспортным налогом, столько же экземпляров разд. 2
она заполняет.

При заполнении
титульного листа в общем случае в поле «Налоговый период» указывается
код 34 (календарный год). Только если организация представляет декларацию
в связи с реорганизацией или ликвидацией, она проставляет код 50
(в зависимости от формы реорганизации используются коды
из приложения 2 к Порядку заполнения).

В поле
«По месту нахождения (учета)» крымская или севастопольская организация
пропишет код 260 (исключения предусмотрены для крупнейших организаций
или их правопреемников).

Рассчитываем
налог

Общие требования к заполнению этой декларации не отличаются
от тех, которые установлены для деклараций по другим налогам.

Сначала надо
заполнить разд. 2 в необходимом количестве экземпляров. По каждому
транспортному средству указываются его индивидуальные данные. Код вида
транспортного средства (строка 030) берется из приложения 5 к Порядку
заполнения
. А согласно документу о его регистрации проставляются
идентификационный номер, марка и регистрационный знак (номер)
транспортного средства (строки 040 – 060 соответственно).

Данные
для указания налоговой базы (строка 070) берутся из паспорта
транспортного средства, а сама она устанавливается в соответствии
с п. 1 ст. 359 НК РФ. При этом
по некоторым видам транспортных средств она определяется как единица
транспортного средства (в названной строке проставляется «1»).

В пункте
23 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог»
части второй Налогового кодекса Российской Федерации
[4]
приводятся примеры таких единиц: плавучие краны, плавучая землечерпательная
техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие
двигателей для самостоятельного передвижения
. Но если
технической документацией на данные водные транспортные средства определена
их валовая вместимость, то именно она должна применяться
в качестве налоговой базы (см. п. 21 указанных рекомендаций
и постановления ФАС СЗО от 21.05.2007 по делу
№ А56-29356/2006
[5], ФАС ВСО
от 28.10.2013 по делу № А33-3505/2013
[6],
Письмо ФНС России от 30.09.2013 № БС-4-11/17552).

Из документации
на транспортное средство берутся и сведения о его экологическом
классе (строка 090). Хотя, возможно, эти сведения там отсутствуют – тогда
в данной строке ставится прочерк.

Коды единиц
измерения (строка 080) заполняются в соответствии с приложением 6
к Порядку заполнения.

Строку 100,
в которой указывается срок использования транспортного средства, заполняют
только налогоплательщики Республики Крым, а севастопольские налогоплательщики
не заполняют. Дело в том, что согласно п. 5.10 Порядка
заполнения
в ней отражается количество календарных лет от года
выпуска транспортного средства и только в случаях установления
дифференцированных налоговых ставок с учетом срока полезного использования
транспортных средств.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Крым
8‑ЗРК/2014 установленные налоговые ставки уменьшаются
в зависимости от количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств,
в таких размерах: свыше 10 лет – на 20%, свыше 15 лет –
на 30%, свыше 20 лет – на 50%. В Законе города Севастополя
№ 75‑ЗС
подобного положения нет.

Количество лет,
прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется
по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах начиная
с года, следующего за годом выпуска транспортного средства,
и заканчивая отчетным годом (2015 годом для отчета за 2015 год).

Зато
и для крымских, и для севастопольских налогоплательщиков
важной строкой при заполнении декларации за 2015 год является строка
110. Ведь в соответствии с изложенным в начале статьи
значительную часть своих транспортных средств они зарегистрировали после начала
2015 года.

В связи
с этим они должны учитывать положение п. 3 ст. 362 НК РФ,
согласно которому в случае регистрации транспортного средства
в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы
авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента,
определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых
данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика,
к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Пример.

Транспортное
средство зарегистрировано 3 апреля 2015 года.

В строке 110
будет указано количество полных месяцев владения транспортным средством
в 2015 году, равное 8 (с мая по декабрь).

В соответствии с этим значением в строке 130
прописывается коэффициент Кв, равный отношению числа полных месяцев владения
к числу календарных месяцев в налоговом периоде, то есть
к 12, если транспортное средство не было снято с учета
до конца года (8/12, если обратиться к примеру).

Строка 120
учитывает нечасто встречающуюся ситуацию, когда налогоплательщик
не является единственным собственником транспортного средства. Его доля
указывается в виде правильной простой дроби. В общем случае (полного
владения) в этой строке проставляется «1-/1-».

По коду
строки 140 отражается налоговая ставка транспортного налога (берется из ст. 3
Закона Республики Крым №8‑ЗРК/2014 и ст. 3 Закона
города Севастополя № 75‑ЗС
).

По коду
строки 150 указывается повышающий коэффициент (Кп), имеющий диапазон
от 1,1 до 3, установленный п. 2 ст. 362 НК РФ.
Речь идет об особо дорогих автомобилях. Их перечень размещен
на сайте Минпромторга (www.minpromtorg.gov.ru) (см. Письмо Минфина
России от 01.06.2015 № 03‑05‑04‑04/31532
).

Далее
в строке 160 прописывается сумма налога, которая рассчитывается путем
умножения налоговой базы (строка 070) на налоговую ставку (строка 140),
долю в праве на транспортное средство (строка 120), коэффициенты Кв
и Кп (строки 130 и 150).

Учтем
и льготу

По строкам 170 – 240 рассчитываются налоговые льготы. Правда, законодатели
Крыма и Севастополя установили льготы (полное освобождение от налога)
только для следующих организаций:

– некоммерческие
общественные организации инвалидов;

– организации,
предприятия, единственными учредителями которых являются общественные
организации инвалидов или уставный капитал которых полностью состоит
из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная
численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%,
а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%.

Здесь отметим,
что данные предприятия проставляют код налоговой льготы 20210 (приложение
7 к Порядку заполнения). То есть НКО инвалидов укажут
в строке 190 «20210/000500010004» (крымчане), «20210/000500010006»
(севастопольцы). Остальные организации эту строку заполнят так:
«20210/000500010005» (крымчане), «20210/000500010007» (севастопольцы).

Для того
чтобы подтвердить право на льготу, НКО инвалидов одновременно
с декларацией представляют в налоговый орган копии учредительных документов,
заверенные подписью и печатью руководителя организации, а другие
организации-льготники – также копии документов, подтверждающих факт
установления инвалидности работников данных организаций, общий фонд оплаты
труда и фонд оплаты труда работников названных организаций, являющихся
инвалидами, а также документов, подтверждающих среднесписочную численность
инвалидов среди работников этих организаций, заверенные подписью и печатью
руководителя организации (пп. 4 и 5 п. 7 ст. 5
Закона Республики Крым №
8‑ЗРК/2014, пп. 6 и 7
п. 7 ст. 5
Закона города Севастополя № 75‑ЗС).

В результате в строке 250 льготники указывают окончательную
сумму налога к уплате в бюджет, равную 0, а для всех других
организаций значение этой строки будет равным значению в строке 160.

И вот – итог

Именно сумма всех
значений строк 160 всех экземпляров разд. 2 переносится в строку 021
разд. 1, после чего учитываются суммы авансовых платежей, начисленных
за I, II и III кварталы. Они отражаются
в строках 023, 025 и 027, а их общий итог вычитается
из значения строки 021, и результат заносится в строку 030. Это
и будет сумма транспортного налога к уплате за 2015 год.

Впрочем, если
сумма строк 023, 025 и 027 превысит значение строки 021, то строка
030 не заполняется, а сумма превышения заносится в строку 040.
Это сумма транспортного налога к уменьшению за налоговый период.

В заключение
напомним, что КБК по транспортному налогу (строка 010) такой –
18210604011021000110.

[2] Как следует
из Распоряжения Совета министров Республики Крым от 15.09.2015
№ 846‑р «Об основных направлениях налоговой политики Республики Крым
на 2016 год», на начало осени 2015 года оказалась
зарегистрирована (перерегистрирована) только треть транспортных средств,
находящихся в Республике Крым.

[3] Если организация-собственник
транспортного средства все‑таки намерена получить российское свидетельство
на транспортное средство, но собирается и далее совершать
на нем перевозки по территории Украины, то рекомендуется
предварительно снять его с учета в органах
украинской ГАИ или написать заявление, что транспорт перешел
под попечительство другого государства.

[4] Утверждены Приказом МНС России
от 09.04.2003 № БГ-3-21/177.

[5] Определением ВАС РФ
от 09.11.2007 № 10912/07 отказано в передаче данного дела
в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

[6] Определением ВАС РФ
от 02.04.2014 № ВАС-18641/13 отказано в передаче данного дела
в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Источник: Журнал «Бухгалтер Крыма»