3 Декабря 2015 Страховые взносы «упрощенца» в ПФР: нюансы исчисления и уменьшения на них суммы налога

| 06.12.2015

Н. В. Фирфарова

редактор журнала «Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и
налогообложение
«

В редакцию журнала от крымских предпринимателей
– «упрощенцев» поступают вопросы, которые касаются исчисления ими страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование. Не менее важным
для них представляется момент, связанный с уменьшением суммы единого
налога при применении УСНО на сумму уплаченных страховых взносов.

Действительно, нюансы
имеются, и не только в решении данных вопросов. Предлагаем
рассмотреть ряд ситуаций, с которыми может столкнуться налогоплательщик,
находящийся на УСНО. При этом материал будет полезен
как самозанятым предпринимателям, так и бизнесменам, использующим
в своей деятельности труд наемных работников.

В соответствии с ч. 1
ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 №
212-ФЗ
«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования»
(далее – Закон №212-ФЗ) плательщиками
страховых взносов являются индивидуальные предприниматели,
как осуществляющие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам,
так и не производящие указанных выплат. При этом с выплат
и иных вознаграждений физическим лицам – наемным работникам страховые
взносы уплачиваются коммерсантами по тарифам, установленным ст. 12
данного закона. Индивидуальные предприниматели, не производящие
таковых, уплачивают страховые взносы в фиксированных размерах, определяемых
в соответствии с ч. 1.1 и 1.2 ст. 14
закона.

Вместе с тем согласно ч. 3
ст. 5 Закона №
212-ФЗ если плательщик страховых
взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков,
то он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

О расчете суммы страхового взноса

Вопрос в первую очередь заинтересует
«упрощенцев» с объектом налогообложения «доходы минус расходы».

Пунктом 1 ст. 16 Закона №212-ФЗ предусмотрено, что бизнесмены, не привлекающие
к труду наемных работников, рассчитывают страховые взносы самостоятельно,
руководствуясь ст. 14 закона. Положениями названной статьи установлен
дифференцированный подход к определению размера страховых взносов
за расчетный период на ОПС для самозанятых предпринимателей исходя
из их дохода
, который заключается в следующем.

В случае если доход плательщика
не превышает 300 000 руб. за расчетный период, размер
страховых взносов исчисляется по формуле:

СВ = МРОТ
x Т x 12
, где:

СВ – размер страховых взносов
в ПФР;

МРОТ – минимальный размер
оплаты труда, установленный федеральным законом на начало
финансового года, за который уплачиваются страховые взносы;

Т – тариф страховых взносов
в ПФР (в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 12
Закона №
212-ФЗ его величина составляет
26%).

Напомним крымским
предпринимателям, что с 01.01.2015 Федеральным законом
от 01.12.2014 №
408-ФЗ МРОТ установлен в размере
5 965 руб. в месяц.

Кроме того, Минтруд разработал проект Федерального закона
«О внесении изменения в статью 1 Федерального закона
«О минимальном размере оплаты труда»[1]
о повышении МРОТ на предстоящий год. Так, планируемая величина МРОТ
в 2016 году составит 6 204 руб.

Иными словами, у предпринимателей
с доходом до 300 000 руб. размер страховых взносов
на ОПС в 2015 году равен 18 610,80 руб.
(5 965 руб. х 26% х 12 мес.).

В случае если доход плательщика
за расчетный период превышает 300 000 руб., размер страховых
взносов определяется как:

СВ = МРОТ
x Т x 12 + (Д — 300 000 руб.) x 1%
, где:

Д– доход индивидуального предпринимателя, превышающий
300 000 руб.

Получается, что если доход коммерсанта в расчетном периоде
более 300 000 руб., то он, помимо фиксированного размера
страховых взносов – 18 610,80 руб., обязан доплатить за свое ОПС
1% с суммы дохода, превышающего 300 000 руб.

Вместе с тем введено ограничение по величине взносов.
Так, их сумма не может быть более размера, закрепленного п. 2
ч. 1.1 ст. 14 Закона №
212-ФЗ. Он определяется
по формуле:

СВмах
= 8 х МРОТ x Т x 12
, где:

СВмах
максимальный размер страховых взносов в ПФР.

Таким образом, исходя из представленной формулы расчета страховые
взносы на ОПС в 2015 году не могут превышать 148 886,40 руб.
(8 x 5 965 руб. x 26% x 12). Платеж в указанной сумме должны
осуществить коммерсанты, у которых годовые доходы от деятельности составляют
13 327 560 руб. и более. Данная величина
получена расчетным путем: (148 886,40 руб. — 18 610,80 руб.)
/ 1% + 300 000 руб.

Как можно заметить, ключевую роль
в расчете размера страховых взносов играет полученный предпринимателем
доход.

Что будет являться величиной дохода
в целях определения суммы страховых взносов на ОПС
за соответствующий расчетный период, уплачиваемой коммерсантом,
применяющим УСНО с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные
на величину расходов»? Вправе ли «упрощенец» определять доход
для целей исчисления взносов в том же порядке,
что и налоговую базу по УСНО: исходя из разницы между
доходами и расходами, учитываемыми при данном спецрежиме?

Обратимся снова к положениям Закона №212-ФЗ, п. 3 ч. 8 ст. 14 которого говорит о том,
что в целях исчисления размера страховых взносов индивидуальным
предпринимателем, находящимся на «упрощенке», доход определяется
в порядке, установленном ст. 346.15 НК РФ.

Исходя из норм данной статьи,
коммерсанты-«упрощенцы» учитывают:

– доходы от реализации в соответствии
со ст. 249 НК РФ;

– внереализационные доходы, определяемые
по ст. 250 НК РФ.

Таким образом, в целях исчисления суммы
страхового взноса на ОПС за соответствующий расчетный период,
уплачиваемого индивидуальным предпринимателем, применяющим УСНО, величиной его
дохода является фактически полученный совокупный доход за данный расчетный
период. При этом расходы, предусмотренные ст. 346.16 НК РФ,
учитываться не будут.

Следует отметить, что компетентные органы
на этот счет занимают аналогичную позицию. По их мнению,
положения ст. 14 Закона №212-ФЗ об определении
размера страховых взносов на ОПС исходя из дохода самозанятого
предпринимателя, применяющего УСНО, не связываются с определением
налоговой базы при уплате соответствующего налога в зависимости
от применяемого режима налогообложения. С учетом того,
что страховые взносы являются индивидуально возмездными обязательными
платежами, персональным целевым назначением которых является обеспечение права
гражданина на получение пенсии, формирование пенсионных прав
не должно связываться с конечным результатом предпринимательской
деятельности коммерсантов за год (прибыль, убыток) (см., к примеру, Письмо
Минтруда России от 03.08.2015 №
17-4/ООГ-1109).

Об уменьшении единого налога на сумму страхового взноса

Вопрос в первую очередь заинтересует
индивидуальных предпринимателей, находящихся на «доходной» «упрощенке».

В силу пп. 1 п. 3.1
ст. 346.21 НК РФ
плательщики, применяющие УСНО с объектом
налогообложения в виде доходов, уменьшают сумму налога (авансовых платежей
по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное
социальное страхование на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование
и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных
сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии
с законодательством РФ.

При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу)
не может быть уменьшена на сумму указанных выше расходов более
чем на 50%.

Индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта
налогообложения доходы  не производящие выплаты и иные вознаграждения
физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу)
на уплаченные страховые взносы в фиксированном размере.

Таким образом, бизнесмены, производящие выплаты
и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых
платежей по налогу) на страховые взносы, уплаченные
как за наемных работников, так и за себя.

В связи с этим возникает вопрос:
имеет ли право коммерсант уменьшить сумму налога (авансовых платежей)
на УСНО также на сумму уплаченных страховых взносов, исчисленную
как 1% от суммы дохода, превысившего по итогам расчетного
периода 300 000 руб.?

Повторимся, что ст. 346.21
НК РФ
разрешает предпринимателям уменьшать сумму налога
на уплаченные страховые взносы в фиксированном размере.

При этом, как можно заметить, в п. 1
ст. 14
Закона №212-ФЗ прямо указано,
что индивидуальный предприниматель уплачивает взносы в фиксированных
размерах, определяемых в соответствии с ч. 1.1 и 1.2
данной статьи. К тому же ни в ст. 14,
ни в целом в положениях Закона №212-ФЗ не закреплено, что сумма взносов, исчисленная как 1%
от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный
период, является переменной величиной в связи с тем,
что зависит от суммы дохода плательщика страховых взносов, и,
как следствие, не считается фиксированным размером страхового взноса.
Статья 2 закона, в котором установлены понятия, используемые
в нем, не предусмотрены такие термины, как постоянная
или переменная величина.

На основании изложенного, а также
принимая во внимание п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно
которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов
законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу
налогоплательщика, можно предположить, что в фиксированный размер
страхового взноса для целей применения положений гл. 26.2
НК РФ
также включается сумма страховых взносов, исчисленная
в размере 1% от суммы дохода плательщика, превышающей
300 000 руб. за расчетный период.

Минфин в Письме от 20.05.2015 №03‑11‑11/28956 высказался аналогичным образом. Чиновники ведомства заявили,
что под фиксированным размером страховых взносов в ПФР понимается
вся сумма, которую платит индивидуальный предприниматель,
в том числе 1% от суммы дохода, превышающей 300 000 руб.
Таким образом, финансисты не возражали против уменьшения единого налога
по УСНО на взносы, перечисленные со сверхлимитных доходов.
Причем, по их мнению, делать это могут как самозанятые коммерсанты,
так и предприниматели, использующие в своей деятельности труд наемных
работников. Ведь п. 3 ст. 5 Закона №212-ФЗ предусмотрено, что если плательщик страховых взносов относится
одновременно к нескольким категориям плательщиков, указанным в ч. 1
данной статьи, то он должен исчислять и уплачивать страховые взносы
по каждому основанию. Таким образом, индивидуальный предприниматель,
производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, осуществляет
уплату страховых взносов с указанных выплат, а также уплачивает
страховые взносы за себя в фиксированном размере.

Исходя из этого коммерсант-«доходник»
на УСНО, производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам,
имеет право уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи
с применением данного спецрежима (авансовых платежей по налогу),
на сумму страховых взносов, уплаченных как за работников, так
и за себя (с имеющимся ограничением в размере 50%).

При этом незадолго до выхода
в свет данных разъяснений в Письме Минфина России
от 17.02.2015 №
03‑11‑11/7071 обращено внимание на то,
что порядок расчета суммы страховых взносов в фиксированном размере
(фиксированных платежей) в части уплаты 1% от суммы дохода
плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб.
за расчетный период, относится только к индивидуальным
предпринимателям, не производящим выплат и иных вознаграждений
физическим лицам
, и не распространяется на деятельность
ИП, производящих выплаты и иные вознаграждения физлицам.

Подтверждение подобной точки зрения можно найти
и в письмах Минфина России от 29.12.2014 №03‑11‑09/68180 (Письмом ФНС России от 16.01.2015 №ГД-4-3/330@ направлено нижестоящим налоговым органам и налогоплательщикам),
от 01.09.2014 №03‑11‑09/43709 (Письмом ФНС
России от 12.09.2014 №
ГД-4-3/18435@ направлено
нижестоящим налоговым органам и налогоплательщикам), от 26.05.2014
03‑11‑11/24969, от 17.07.2015 №03‑11‑11/41342, от 07.09.2015
03‑11‑11/51391, от 08.09.2015 №03‑11‑11/51556).

И несмотря на то, что многие
разъяснения Минфина разосланы ФНС территориальным органам с целью
использования в работе и доведения до сведения
налогоплательщиков, полагаем, у высшего налогового ведомства однозначной
позиции по данному вопросу не сложилось, поскольку имелись некоторые
сомнения в подобной трактовке норм налогового законодательства и Закона
212-ФЗ. Иначе как объяснить обращение ФНС к Минфину
с просьбой согласовать свою позицию, заключающуюся следующем: индивидуальный
предприниматель, использующий труд наемных работников и применяющий
в отношении своей деятельности УСНО, уплативший сумму страховых взносов,
исчисленную как 1% от суммы дохода, превысившего по итогам
расчетного периода 300 000 руб., вправе уменьшить на нее сумму
единого «упрощенного» налога (авансовых платежей)
(см. Письмо ФНС
России от 27.07.2015 №
13088@).

Минфин с этим
не согласился. Чиновники в Письме от 06.10.2015 №03‑11‑09/57011
указали, что фиксированным признается размер страховых взносов,
определяемый в качестве постоянной величины как произведение МРОТ
на количество месяцев в году и соответствующих тарифов страховых
взносов. При этом сумма взносов, исчисленная как 1% от суммы
дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период,
не может считаться фиксированным размером страхового взноса, поскольку
является переменной величиной и зависит от суммы дохода плательщика
страховых взносов.

Поскольку соответствующие взносы
не относятся к фиксированному платежу, данная сумма при расчете
единого «упрощенного» налога не учитывается.

Позиция Минфина: предприниматели, уплачивающие страховые пенсионные взносы
в размере 1% с дохода, превышающего 300 000 руб.,
не могут уменьшить налог по УСНО с объектом «доходы»
на сумму этих взносов.

Причем, несмотря на то что высшее
налоговое ведомство интересовалось конкретной ситуацией, связанной
с уменьшением суммы единого налога именно коммерсантом-работодателем,
из названного письма Минфина следует, что данный вывод является
общим, то есть распространяется также на самозанятых бизнесменов,
поскольку горячо обсуждаемое понятие «фиксированный платеж» применяется
как той, так и другой категорией предпринимателей.

Примечательно в этой ситуации то,
что ФНС (исходя из текста письма, направленного чиновникам Минфина
на согласование) все же на стороне налогоплательщика.
И этот факт не может не радовать, так как дает шанс
минимизации налоговых споров, которые могут возникнуть на практике
с контролерами.

Об учете взносов, уплаченных после
прекращения деятельности в качестве ИП

Рассмотрим вопрос, также касающийся
«упрощенцев-доходников». Речь снова пойдет об уменьшении суммы единого
налога на УСНО на уплаченные страховые взносы. Однако ситуация будет
касаться снятия с учета индивидуального предпринимателя. Дает ли
право утрата такого статуса учесть платеж по взносам при расчете
единого «упрощенного» налога?

Для ответа
на поставленный вопрос вначале обратимся к ст. 346.13 НК РФ, нормами п. 8 которой
предусмотрено, что в случае прекращения коммерсантом
предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСНО, он
обязан уведомить о данном факте с указанием даты прекращения
налоговый орган по месту своего жительства в срок не позднее 15
дней со дня прекращения деятельности.

К сведению

Уведомление налогового органа о прекращении
предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСНО,
производится по рекомендуемой форме №26.2-8, утвержденной Приказом ФНС
России от 02.11.2012 №
ММВ-7-3/829@.

При этом в вышеуказанном случае
в обязанность предпринимателя входит представление декларации
по единому «упрощенному» налогу не позднее 25-го числа месяца,
следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению,
представленному им в ИФНС, прекращена предпринимательская деятельность
на УСНО (п. 2 ст. 346.23 НК РФ).

Обратите внимание

Налоговым кодексом не предоставлено право налоговым
органам определять дату прекращения «упрощенной» деятельности коммерсанта. Дата
прекращения данной деятельности определяется налогоплательщиком самостоятельно
(Письмо Минфина России от 18.07.2014 №03‑11‑09/35436 (Письмом
ФНС России от 04.08.2014 №
ГД-4-3/15196@ направлено
территориальным налоговым органам и налогоплательщикам).

При этом коммерсанты-«доходники», как уже говорилось,
вправе уменьшить сумму единого налога, исчисленную за налоговый период,
на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,
обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование,
обязательное социальное страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных
(в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде
в соответствии с законодательством РФ, но не более
чем на 50% (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).

По мнению компетентных
органов, с момента внесения в ЕГРИП сведений о государственной
регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального
предпринимателя физическое лицо перестает удовлетворять условию п. 1
ст. 346.11 НК РФ. Иными словами, утрата статуса ИП означает,
что физическое лицо не может с этой даты применять УСНО. Такой
вывод следует из Письма Минфина России от 27.08.2015 №03‑11‑11/49540.
По мнению чиновников, предприниматель может уменьшить единый «упрощенный»
налог на взносы, уплаченные до даты прекращения
деятельности в качестве ИП. Страховые взносы, перечисленные после
даты
ее прекращения, при расчете налога не учитываются.

Вывод

Если в планах коммерсанта имеется прекращение
предпринимательской деятельности, то ему необходимо уплатить страховые
взносы до этого момента. Иной порядок их уплаты (после снятия
с учета) не позволит учесть этот платеж при расчете единого
«упрощенного» налога.

[1] Федеральный закон
от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Источник: Журнал «Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и
налогообложение
»

Материалы по теме

Суд пояснил, какие выплаты не облагаются соцвзносами

НДФЛ, удержанный у работника при УСН, можно включить в расходы на оплату труда

Предельная база по взносам в ПФР в 2016 году возрастет почти на 12%

Учет ГСМ при УСНО

Еще три года страховые взносы не будут повышаться