7 Сентября 2015 Земли сельскохозяйственного назначения: нюансы налогообложения

| 07.09.2015

С. Н. Зайцев
главный редактор журнала «Бухгалтер Крыма: учет в сельском хозяйстве»

Использование земли в Российской Федерации
в соответствии с нормами земельного законодательства является платным
(ст. 65 ЗК РФ), при этом различают две формы такой платы –
земельный налог и арендную плату.

Земельный налог в силу ст. 15 НК РФ
относится к местным налогам. Основные положения о взимании этого
налога прописаны в гл. 31 НК РФ, а также в нормативных
актах муниципальных образований, на территории которых расположена земля.
Последние не противоречат главным нормам, а подстраиваются
под них. Поэтому нужно одинаково ориентироваться как в Налоговом
кодексе, так и в местной «нормативке».

Сегодня мы обратим внимание на некоторые особенности
налогообложения земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих
юридическим лицам, вытекающие из Налогового кодекса и нормативных
документов Крыма и Севастополя.

ФНС разъясняет…Начать разговор предлагаем с Письма
ФНС России от 16.06.2015 №БС-4-11/10412@
«О земельном налоге»
и Информации УФНС по г. Севастополю
«Особенности уплаты земельного налога для юридических лиц»
.

Плательщиками земельного налога
(в силу ст. 388 НК РФ) являются организации, обладающие
земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения
в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве
собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования.

Поскольку право собственности
на земельные участки, возникшее до вступления в силу Закона №6-ФКЗ[1]
на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя
у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц
без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется (ст. 12
Закона №
6-ФКЗ,
ст. 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК
(далее – Закон №38-ЗРК), п. 2 ст. 2 Закона г. Севастополя
от 25.07.2014 №
46-ЗС (далее – Закон №46-ЗС)),
налогоплательщики-организации, не оформившие документы о праве
собственности на земельные участки согласно российскому законодательству,
но имеющие документы, подтверждающие право собственности или право
пользования на земельные участки, выданные государственными и иными
официальными органами Украины, Автономной Республики Крым, города Севастополя, являются
плательщиками земельного налога согласно НК РФ за 2015 год
.

К сведению

Перечни документов, подтверждающих наличие ранее
возникших прав, утверждены постановлениями Правительства г. Севастополя
от 07.08.2014 №
202 и Совмина Республики Крым
от 11.08.2014 №
264.

По вопросу уплаты земельного
налога главное налоговое ведомство страны разъяснило: этот налог
и авансовые платежи по нему уплачиваются
налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения
земельных участков
, признаваемых объектом налогообложения.

В целях налогового контроля
организации подлежат постановке на учет в налоговых органах
соответственно по месту своего нахождения, месту нахождения своих
обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих
им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным
основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 83).

Постановка на учет (впрочем,
как и снятие с учета) организации в налоговом органе
по месту нахождения принадлежащих ей (на праве собственности, праве
хозяйственного ведения или оперативного управления) недвижимого имущества
и (или) транспортных средств осуществляется на основании сведений,
сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ (п. 5
ст. 83 НК РФ
).

Поскольку до настоящего
времени органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного
кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое
имущество в Республике Крым и Севастополе, сведения
в утвержденных форматах в налоговые органы не представлены,
осуществить (в установленном порядке) постановку на учет организаций
в налоговых органах по месту нахождения земельных участков
не представляется возможным.

В связи с этим ФНС
(в Письме №БС-4-11/10412@)
рекомендует налоговым органам довести до сведения налогоплательщиков-организаций,
имеющих обязанность по уплате земельного налога, информацию о том,
что в случае нахождения земельного участка на территории
налогового органа, отличного от налогового органа по месту нахождения
организации (местам нахождения филиала, представительства, иного обособленного
подразделения), необходимо обратиться в данный налоговый орган
с заявлением в произвольной форме о постановке на учет
по месту нахождения земельного участка. Одновременно с указанным
заявлением должны быть представлены заверенные в установленном порядке
копии документов о регистрации права собственности, оформленные
в соответствии с российским законодательством, или копии
документов, подтверждающих право собственности, право пользования, выданные
государственными и иными официальными органами Украины, Автономной
Республики Крым, города Севастополя.

Обратите внимание

Копии таких документов представляются в налоговые
органы на русском языке или на иностранном языке
с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.

На основании представленного
комплекта документов осуществляется процедура учета организации
в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества
с присвоением КПП «41». При поступлении сведений от органов,
осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество,
о регистрации прав на указанное имущество постановка на учет
по данному основанию осуществляется в установленном порядке.

После завершения процедуры учета
организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого
имущества с присвоением КПП «41» с момента уплаты налогоплательщиками
налогов, иных обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами, либо
представления налоговых деклараций открываются карточки «РСБ» местного уровня.

Налоговая база, или Несколько слов
о кадастровом учете

Итак, налог (независимо
от того, «подправлена» ли регистрации прав в соответствии
с российским законодательством), как разъясняют налоговики, нужно
заплатить.

Налоговая база по земельному
налогу (в соответствии с российским законодательством) определяется
как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых
объектом налогообложения на основании ст. 389 ЗК РФ. Кадастровая
стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным
законодательством РФ (п. 1 и 2 ст. 390 ЗК РФ).

К сведению

Особенности кадастрового учета в Республике Крым
и городе федерального значения Севастополь определены Постановлением
Правительства РФ от 08.11.2014 №
1180.

Но (как было
справедливо замечено в Письме БС-4-11/10412@) кадастровый
учет в Крыму и Севастополе притормаживает процесс. Переоформление
прав на земельные участки растянется до 01.01.2017. В отношении
физических лиц (в связи с возникшими проблемами по собираемости
земельного налога) даже поднят вопрос о том, чтобы разрешить взимать
земельный налог за фактическое использование земли, исходя
из украинской нормативной оценки до 2017 года[2].

В общем, проблемы… Обратите
внимание на тот факт, что законодатель города Севастополя в Законе
от 26.11.2014 №
81-ЗС «О земельном налоге» вообще ни слова
не сказал о налоговой базе (принципе ее построения), оставив
кадастровую стоимость земельных участков за кадром…

Тем не менее, налог
уплатить надо. А возникшие трудности – временное явление. Поэтому дальше
мы будем говорить о тех нюансах, которые нужно учесть при обложении
земельным налогом земель сельскохозяйственного назначения.

Пониженная налоговая
ставка

Ставки земельного налога
устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов
муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы,
Санкт-Петербурга и Севастополя) с ограничением в значении,
определенном п. 1 ст. 394 НК РФ. В частности:

Значение (не более)

ставки налога

Категория земельных участков

0,3%

Земли сельскохозяйственного назначения

0,3%

Земли из состава зон
сельскохозяйственного использования в населенных пунктах
и используемых для сельскохозяйственного производства

0,3%

Земельные участки, приобретенные
(предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества
или животноводства, а также дачного хозяйства

1,5%

Прочие земли

Упомянутый выше Закон №81-ЗС,
например, не отступая от предложенной НК РФ ставки
для земель первой категории (отнесенных к землям
сельскохозяйственного значения или к землям в составе зон
сельскохозяйственного использования в населенных пунктах
и используемых для сельскохозяйственного производства) в размере
0,3%
,делает свое уточнение в отношении прочих земель –
1,2%
(пп. 4 и 5 п. 1 ст. 2 закона)
и снижает ставку для «физиков» (пп. 1 п. 1 ст. 2
закона) – 0,025%.

Категория земель: подробности

Итак, земельный налог
на пользование «сельскохозяйственной» землей исчисляется
по пониженной ставке. Какие земли точно относятся к этой категории?

Обратимся к Земельному
кодексу. Имеющими сельскохозяйственное назначение признаются земли, находящиеся
за границами населенного пункта и предоставленные для нужд
сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п. 1
ст. 77 ЗК РФ
).

Пунктом 2 ст. 77 (см.
также ст. 79 ЗК РФ) определен состав земель
сельскохозяйственного назначения (см. схему).

В силу п. 1
ст. 78 ЗК РФ
земли сельскохозяйственного назначения могут
использоваться:

– для ведения
сельскохозяйственного производства;

– для создания защитных
лесных насаждений;

– для научно-исследовательских,
учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей;

– для целей аквакультуры
(рыбоводства).

В пункте 11 ст. 85
ЗК РФ
раскрыто понятие земельных участков в составе зон
сельскохозяйственного использования в населенных пунктах. Указанные
земельные участки (см. схему ниже) используются в целях ведения
сельскохозяйственного производства до момента изменения вида
их использования в соответствии с генеральными планами
населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

Нормативной базой субъектов РФ
(Крыма и Севастополя), в свою очередь, уточнено: категории земель,
к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления
в силу Закона №6-ФКЗ, признаются установленными ЗК РФ
по правилу: земля сельскохозяйственного назначения, а также земельные
участки, предоставленные для дачного строительства из состава земель
рекреационного назначения, – земля сельскохозяйственного назначения,
а в границах населенных пунктов – земля населенных пунктов (пп. 2
п. 1 ст. 5 Закона №
38-ЗРК, п. 1 ст. 5
Закона №46-ЗС).

До установления
границ населенных пунктов согласно требованиям законодательства РФ
их границы определяются в соответствии с документацией
по землеустройству, утвержденной в установленном порядке
до вступления в силу Закона №6-ФКЗ,
а в случае ее отсутствия – в соответствии с генеральными
планами населенных пунктов и детальными планами территории, утвержденными
в установленном порядке до вступления в силу названного закона (ст. 6
Закона №
38-ЗРК, п. 3 ст. 5 Закона №46-ЗС).

Вид разрешенного использования земельных участков

Как сказано
в п. 2 ст. 7 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения
используются по установленному для них целевому назначению.
Правовой режим использования земель определяется исходя
из их принадлежности к той или иной категории
и разрешенного использования в соответствии с зонированием
территорий, общие принципы и порядок которого устанавливаются федеральными
законами
и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного
использования земельных участков
определяются в соответствии
с Классификатором, утвержденным Приказом Минэкономразвития России
от 01.09.2014 №
540 (документ действует с 24.12.2014).

Указанный
Классификатор на территории Республики Крым применяется со дня
обнародования на официальном веб-сайте Совета министров Республики Крым Постановления
от 15.10.2014 №
378 «Об утверждении Положения об особенностях отнесения
к определенной категории земель и определения вида разрешенного
использования земельных участков»
.

Здесь же отметим,
что согласно ст. 7 Закона №38-ЗРК разрешенным использованием признаются виды функционального использования
земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные
документами, подтверждающими право на участок, землеустроительной
и градостроительной документацией, утвержденной в установленном
порядке до вступления в силу Закона №6-ФКЗ.

Обратите
внимание

При определении возможности использовать пониженную
ставку земельного налога вид разрешенного использования земельного участка
имеет большое значение. При расчете земельного налога в отношении
участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием (например)
«для дачного строительства» коммерческой организации необходимо применять
повышенную ставку налога, установленную «для прочих земельных участков»
(см. письма Минфина России от 04.12.2013 №03‑05‑06‑02/52781,
от 11.02.2013 №03‑05‑04‑02/3224).

Подводим итог

Итак, из представленных норм
ЗК РФ во взаимодействии с п. 1 ст. 394 НК РФ
следует, что применение пониженной ставки земельного налога возможно
при соблюдении двух условий:

– земельный участок относится
к землям сельскохозяйственного назначения или к землям
в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных
пунктах;

– участок фактически используется
для сельскохозяйственного производства.

Такое использование в первую
очередь подтверждается выбранным видом разрешенного использования земельных
участков.

Соответственно, если
земли приобретаются для последующей продажи или не используются
по целевому назначению, пониженную ставку земельного налога применять
нельзя. Разъяснения на этот счет представлены, например, в письмах
Минфина России от 03.06.2015 №
03‑05‑04‑02/32131, ФНС России
от 17.03.2015 №
ЗН-4-11/4198@. В этом случае плата
за землю будет производиться по ставке, установленной
для категории «прочие земли».

Обратите
внимание

Перечень признаков неиспользования участков
для ведения сельскохозяйственного производства утвержден Постановлением
Правительства РФ от 23.04.2012 №
369.

Причем даже если речь
идет о неиспользовании части земельного участка
для ведения сельскохозяйственного производства, налогообложение всего
этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной
в отношении прочих земель и не превышающей 1,5%, начиная
с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном
нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено
(см. письма Минфина России от 16.07.2014 №03‑05‑04‑02/34879[3], ФНС России от 30.04.2015 №БС-4-11/7562@).

Контрольные мероприятия

Но как налоговый орган
узнает о нецелевом использовании земли? Ведь данные контрольные
мероприятия в его полномочия не входят.

Действительно, это так… Однако
в данном случае действует механизм взаимодействия с уполномоченными
органами государственного земельного надзора, предусматривающий предоставление
сведений об использовании участков не по целевому назначению
либо неиспользовании таких участков по целевому назначению, подтвержденных
вступившими в силу постановлениями о назначении административных
наказаний за совершение административных правонарушений в отношении
участков, ответственность за которые предусмотрена ст. 8.6, 8.7,
8.8 КоАП РФ.

На основании ст. 71
ЗК РФ
и п. 4 Положения о государственном земельном
надзоре
[4]
государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством РФ
федеральными органами исполнительной власти. В рамках такого надзора
проводятся плановые и внеплановые проверки соблюдения
юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований
законодательства РФ, за нарушение которых предусмотрена административная
ответственность
.

В части земель, относящихся
к категории сельскохозяйственных угодий, оборот которых регулируется Законом
101-ФЗ[5],
надзор за их целевым использованием осуществляет Россельхознадзор.
Территориальные органы Россельхознадзора проверяют соблюдение требований
земельного законодательства в отношении земель сельскохозяйственного
назначения и оформляют результаты, составляют протоколы
об административных правонарушениях, выносят постановления по делам
о таких правонарушениях (Административный регламент исполнения
Россельхознадзором государственной функции по осуществлению
государственного земельного надзора в отношении земель
сельскохозяйственного назначения[6]
).
Копии таких протоколов и постановлений направляются территориальными
органами Россельхознадзора в соответствующие налоговые органы
для принятия ими решений о применении повышенной налоговой ставки
в отношении не используемых по назначению земель
сельскохозяйственного назначения.

Контроль соблюдения требований
земельного законодательства в отношении земель, предназначенных
для сельскохозяйственного производства и расположенных
в границах городского округа, городских и сельских поселений,
на межселенной территории муниципального района осуществляется органами
местного самоуправления (в рамках так называемого муниципального
земельного контроля[7]).
При выявлении ими (в ходе проверки) нарушения требований земельного
законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность,
в акте проверки указывается информация о наличии признаков
выявленного нарушения. При этом должностные лица органов местного
самоуправления направляют копию акта в орган государственного земельного
контроля (ст. 72 ЗК РФ).

Аналогичные разъяснения
о порядке проведения государственного земельного надзора изложены в Письме
ФНС России от 18.02.2015 №
БС-4-11/2541.

[1]
Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 №6-ФКЗ.

[2]
Из материалов СМИ о встрече премьер-министров Российской Федерации
и Республики Крым Д. Медведева и С. Аксенова.

[3]
Направлено для использования в работе Письмом ФНС России
от 30.07.2014 №БС-4-11/14944.

[4]
Утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 №1.

[5]
Федеральный закон от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения».

[6]
Утвержден Приказом Минсельхоза России от 30.01.2012 №96.

[7]
См., например, Постановление Совмина Республики Крым от 07.07.2015 №375
«О порядке осуществления муниципального земельного контроля».

Источник: Журнал «Бухгалтер Крыма: учет в сельском хозяйстве»