Только не на мороз: как государство будет бороться с безбилетниками

| 03.03.2018

фoтo: Миxaил Кoвaлeв

Зaкoнoпрoeкт нe тoлькo пoдгoтoвлeн, нo и прoшeл мeжвeдoмствeннoe сoглaсoвaниe, сooбщaeт ТAСС сo ссылкoй нa зaмминистрa трaнспoртa РФ Никoлaя Aсaулa. В oтвeтe нa дeпутaтский зaпрoс пaрлaмeнтaрия Aнтoнa Гoрeлкинa Aсaул зaмeтил, чтo гoтoвый зaкoнoпрoeкт пoслe нeoбxoдимыx сoглaсoвaний внeсeн в прaвитeльствo, oткудa oтпрaвится в Гoсдуму.

— Пoлoжeниями прoeктa фeдeрaльнoгo зaкoнa прeдусмoтрeнo, — зaмeчaeт чинoвник, — чтo зa oткaз бeзбилeтнoгo лицa oт уплaты штрaфa или aдминистрaтивнoгo штрaфa и oплaты стоимости проезда безбилетное лицо удаляется из транспортного средства лицом, уполномоченным на осуществление контроля, за исключением случаев, если удаление поставит безбилетное лицо в опасное для жизни или здоровья состояние».

Иными словами, выгонять из автобуса «зайцев» контролеры все-таки смогут. Но не всегда, а только тогда, когда их жизни и здоровью ничего не угрожает. Например, на ближайшей остановке. Или посреди большого города. Либо в хорошую погоду и светлое время суток.

Инициатива прошла межведомственное согласование, поддержана Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве и Советом при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, отмечает Николай Асаул. Это значит, что, возможно, уже в 2018 году, при благоприятном стечении обстоятельств, поправки в законодательство будут приняты.

Напомним, ежегодно в России регистрируются десятки случаев, когда водители маршруток или контролеры автобусов высаживают пассажиров на мороз «в никуда» — как правило, в сводки новостных агентств попадают такие случае с детьми. Так, 3 февраля в Перми из автобуса выгнали 7-летнего мальчика, у которого не оказалось при себе денег. В Ханты-Мансийске 21 января из автобуса высадили инвалида-колясочницу, которая в результате оказалась в больнице. У нее не оказалось положенного инвалидам проездного, а инвалидная коляска кондуктора не убедила. 25 января в Кургане у кондуктора не оказалось сдачи со 100-рублевых купюр, и на мороз высадили нескольких пассажиров, в том числе женщину с ребенком. Наконец, в Сарове (Нижегородская область) мальчика высадили из автобуса на 28-градусный мороз.

Высаживать пассажиров на мороз — не единственный способ борьбы с «зайцами», рассказали «МК» московские и региональные транспортники. Проблема безбилетников актуальна и для тех транспортных систем, где имеются кондукторы, и для тех, где ставка сделана только на контролеров (к числу последних относится и Москва).

— В столице проблемы с высаживанием пассажиров «в никуда» нет, — уверен Алексей, водитель трамвая Строгинского депо. — У нас в депо кондукторов нет с 2006 года, а турникеты АСКП отменили недавно. Контролеры действуют так: не высаживают бизбилетника из вагона, а собирают всех, кто не может заплатить за поездку или оплатить штраф, и выводят их из трамвая на ближайшей остановке. Там, если нужно, оформляется протокол. Что касается детей, то даже в худшем случае они не оказываются «в пустыне» — все-таки это Москва.

Мы действуем проще, — рассказал «МК» Николай Коншин, шофер автобуса из Нижегородской области. — Высаживать кого-то на перегоне — особенно ребенка — я не буду. Но на остановке можно просто сказать: вот человек не оплатил, пока не получу деньги, дальше не едем. И все, кто есть в салоне, либо уговорят его заплатить, либо (вдруг это действительно несчастный случай, забыл человек деньги!) сами за него заплатят. Это по-честному. Ну, а ребенка, если нет с собой денег, любой нормальный мужик бесплатно довезет.

Что касается проблемы отсутствия сдачи, то единственный корректный способ ее решения — применявшийся больше века назад — описан Константином Паустовским в его воспоминаниях (в юности писатель работал кондуктором московского трамвая). На одном из маршрутов транспортники столкнулись с пассажиром, каждый день предъявлявшим кондуктору 100-рублевую банкноту (не менее 100 тысяч рублей по нынешним ценам) и ехавшим по маршруту бесплатно — у кондуктора никогда не находилась сдача. Решить проблему этого пассажира удалось только получив в кассе сумму для размена — когда «неразменную сторублевку» все-таки разменяли, пассажиру пришлось встать на путь истинный.